В Швейцарских Альпах

Опубликовано от April 19, 2013 в Новости

Здесь Вам не равнина,

или про мои первые  полеты в Альпах зимой

Вспоминается песня Высоцкого «Здесь Вам не равнина, здесь климат иной, идут лавины одна за одной…»

Однако,  лавин с участием людей не было…  В Швейцарских Альпах нет «супер активных самоликвидаторов» (термин создан летчиками Российского Центроспаса), которые бы их провоцировали…

Основное место дислокации — Городок Сион. Центр Альп. Аэропорт местного значения, с которого каждый день поднимаются в небо военные  самолеты, планеры, одномоторные Сесны , Еврокоптеры ,а еще маленький черный R44 с оптимистичным бортовым номером «Джульет, Виски», который забирается высоко в горы, чтобы научить сидящего в нем молодого пилота посадкам в горах на необорудованные площадки с высотами от 2000 до 3800 м.

В памяти осталось несколько очень насыщенных дней, небольшое количество фотографий и полтора часа видео, отснятых на камеру, установленную под потолком  вертолета Robinson 44, R2

Готовясь  к такому опыту, заранее прочитал все книги  о полетах в горах. Правда, читать – это одно, а быть там – другое. К тому же я никогда не бывал до этого в настоящих горах.

Убирая эмоции , выделяю всего несколько моментов, которые так или иначе связаны между собой из за горных условий.

Лимит мощности

Легкий вертолет R44 R2 с пилотом и одним пассажиром  на борту и на 70% заполненным топливным баками в стандартных условиях имеет потолок полета  ниже большинства горных вершин. Таким образом, полеты могут осуществляться   на  высоте максимум 11500 футов или по ущельям…  Если же  надо  перебраться из одного ущелья  в другое через горный перевал , то  необходимо  соотнести реальные погодные условия и  возможности аппарата .

Из курса  обучения и опыта других пилотов знаю, что перетяжеление НВ  приводит к …, вообще , как сказал Жан-Даниэль, директор  и пилот инструктор местной школы » на этом ты и закончишь , поэтому , рассчитывай  лимиты мощности еще до полета в соответствии с давлением, температурой , высотностью , проверяй запас мощности в полете и чувствуй, когда заслонка уже полностью открыта!»

Слушал его , и действовал осторожно, однако, один раз при взлете  с вершины в 3000 метров прозевал и несколько активно приподнял ручку , что привело к падению оборотов НВ до 96% !  При этом Жан-Даниэль почувствовал  двигатель еще до звукового сигнала и просто наблюдал за моими действиями.  Опыт — друг ошибок!

Посадки и взлеты

Посадки,  как правило , производятся без зависания , «zero speed landing” что бы не поднимать вверх снег, что ухудшает видимость .Это конечно усложняет задачу молодого летчика на прицеливание.  Но главное – тренировки. Ведь к экзамену на рейтинг «посадка в горах» допускают только после 200 посадок.

Круг перез приземлением выполняют на превышении от площадки не более 100-150 футов для более плавной глиссады из за лимита мощности.

Площадки не оборудованы, на многих – снег по колено, а под ними некий неизвестный  рельеф. Поэтому действует правило посадки как на склон с неизвестным уклоном.

Взлет — не спеша и строго вертикально, если позволяет мощность. Горных вертолетных площадок в Швейцарии – 42. Они все разные и поэтому интересны. Одни — как голая маленькая макушка , другие – узкий хребет, третьи – горный карман, четвертые – маленькие на склоне, с препятствиями в виде деревьев к которой можно подойти только по касательной, пятые – обманное благополучие высокогорной долины с пересекающимися тросами подъемников…Я познакомился только с 12-тью , приземлившись  восемьдесят раз.

Особенности освещенности зимой  и отсутствие линии горизонта

Когда солнце закрыто облаками, белый снег сливается с белым небом, ориентиры пропадают, нет теней, кругом бело, и где ЭТО белое, как далеко от тебя или как ты высоко над ЭТИМ — не известно! Разум потихоньку едет прочь!

При взлете или посадке можно наскочить на белый холмик, не видимый во всем белом, при отсутствии ориентиров, поэтому все чувства обостряются.  Понятие освещенности в горах очень важно, особенно при выборе траектории посадки.

К тому же, когда нет горизонта , сознание начинает его придумывать и , что бы выдерживать высоту и крен, надо смотреть на приборы много чаще.

Упражнение «разворот в узком проезде» то есть разворот в лощине на 360 при крене 45 без потери высоты– входил в обязательные занятия, так как круг при заходе на площадку обычно очень небольшой.

Турбулентность

Всем известно , что ветер , это хорошо, однако,  огибая препятствия в виде скал и гор , он теряет ламинарное течение и, завихряясь, вызывает турбулентность, которую нельзя увидеть заранее, но можно предвидеть , зная направление ветра, так как всегда с ней столкнешься на не подветренных  склонах.

Турбулентность начинает чувствоваться сильнее при снижении скорости при заходе на посадку . Если решение о посадке не принимается , надо уходить по заранее выбранной траектории.

Так как кругом скалы и ущелья , хотя местные называют их долинами, важна правильно выбранная траектория полета и пути отхода , поэтому летают , прижимаясь к склону с восходящими потоками , а горные перевалы перелетают под углом 45 градусов.

При отказе двигателя , как советовал Жан-Даниель, приклеивайся прямо к горе хвостом вниз, что бы не скатиться!

В общем , есть общие правила полетов в горах  , которые надо знать ,а остальное видимо чувствовать «своей задницей».

Спускаюсь в долину.  Аэродром , теплые булочки с кофе  , дружелюбные люди, которые все подряд искренне с тобой здороваются, не подозревая , что ты чужестранец…

Понимаю, что , да, » тут не равнина».

За несколько дней полетов в Альпах по-настоящему зауважал  R44. В экстремальных условиях гор , как наверное нигде , можно оценить его технические возможности , почувствовать  лимит мощности, рассчитать и решить, где и куда на нем можно лететь, а куда лучше не стоит, так как может не быть запаса преодолеть нисходящий поток, или взлететь после приземления…

После гор  полет над равниной  представляется развлечением, отдыхом , так как находишься всего в полукилометре  от бесконечной безопасной зеленой ровной, простирающейся  во всех направлениях  … взлетной полосы… когда и запаса по наддуву достаточно , и есть выбор места  для экстренной  посадки.

Однако, только там в Альпах и только с вертолета можно увидеть то, что увидел я -   тысячелетний ледник на высоте 3500 м , торосы, причудливые изваяния, напоминающие фантастические храмы и скульптуры из волшебного голубого льда, полное безмолвие, а вдалеке – молчаливый и неприступный 4500 м пик в окружении изумрудных ледяных скал.

(Спасибо Господу Богу и  инструктору Жану-Даниэлю за предоставленную возможность получить такой опыт)

Аркадий Бердикян