Из Москвы в Красноярск на легком вертолете Робинсон R44 Raven1

Опубликовано от October 16, 2012 в Новости

«Москва -Красноярск , или аэробус хорошо, а вертолетом лучше…»

«…Дело было вечером, делать было нечего…» — так начиналось стихотворение Сергея Михалкова, в котором дети делились интересными событиями в жизни. «… А у нас сегодня кошка родила вчера котят…» А я бы вставил, что прилетел из Красноярска на аэробусе! Ну и что? – сказали бы Вы,- если бы на ковре-самолете! И вообще сейчас слетать хоть в Австралию хоть на Камчатку не сложнее, чем зимой купить свежие цветы и много легче, чем проехать по МКАД в час пик.

Путешествие было утомительным – целых пять часов. Я сидел в удобном кресле с электронной книгой и с удовольствием погружался в мир приключений любимого Джека Лондона, но временами все-таки включал камеру в режиме просмотра фотографий и видео, отснятых днями ранее во время совсем другого полета — из Москвы в Красноярск на легком вертолете Робинсон R44 Raven1…

Может ли аэробус дать ощущение полета? Конечно, нет! Я часто летаю и могу с уверенностью сказать, что комфортное кресло пассажирского самолета сродни креслу в автобусе или автомобиле, когда чаще всего безразлично, что там снаружи – мелькание кварталов или бесконечная гряда облаков на высоте…

Сидя в самолете, я не раз представлял себя птицей в клетке…

Набегающий поток ветра не касается моего оперения, и любое отклонение крыла не меняет траекторию полета… Как же все- таки почувствовать полет? Выход один – учиться летать самому. Вертолет – отлично для этого подойдет! Если еще не начинали – все у Вас впереди!

У каждого пилота, летавшего на вертолете или небольшом самолете по маршрутам на восток России, конечно, свои впечатления. За профессиональными подробностями длительных перелетов прошу обращаться к пилоту «Аэросоюза» Дмитрию Давыдову, не раз ходившему из Москвы в Якутск.

Не претендуя на оригинальность, и не вдаваясь в подробности, мне хотелось бы поделиться своими размышлениями…

Имея некоторый опыт самостоятельных полетов в Англии, где всю страну с востока на запад можно пролететь за пару часов, а эфир загружен так, что слово вставить не удается; где на расстоянии получаса лета всегда можно найти аэродром для дозаправки, с милым доброжелательным персоналом и чашечкой кофе с горячим сэндвичем; где всегда можно оставить вертолет на стоянке за 15 фунтов в день, взять такси и отправится в ближайшую деревушку на экскурсию, мне было очень интересно приобрести уникальный опыт длительного полета в России, и пересечь родную страну, преодолев две тысячи морских миль…

Возможность полететь вторым пилотом мне была любезно предоставлена компанией «Аэросоюз». Перед нами была поставлена задача — доставить покупку, новый вертолет, заказчику в город Красноярск. Вертолет ему был нужен не для прогулок, а для обслуживания лесозаготовительного предприятия с разбросанными на сотни километров друг от друга вырубками, которые за один световой день на джипе не объедешь.

Для первого пилота перегон вертолета – обычная работа, для меня – серьезное испытание с массой впечатлений и бесценным дополнительным опытом пилотирования, навигации, радиосвязи в условиях России. Я не касался составления маршрута, подачи заявки на полет, не договаривался о посадках и дозаправках, не выходил из сложных ситуаций общения с диспетчерами на маршруте – все это делал первый пилот и сотрудники «Аэросоюза». Спасибо им за отлаженную, профессиональную работу!

Из-за плохой погоды на маршруте вылет был отложен на сутки. Мое нетерпение росло с каждым часом. И вот, наконец, в 9.30 утра 27 сентября мы полетели вслед за уходящим фронтом низкого давления на восток.

Общее впечатление – малая заселенность и на земле и на небесах! И это — даже в регионах, примыкающих к Москве – Владимирская, Нижегородская области, не говоря уже о том, что расположено подальше. Разговоры в эфире летчиков малой авиации (наверное четырех-пяти, не больше!) – лишь в первые два часа лету из общих двадцати. Наша страна – огромна, но единичные очаги жизни, соединенными ниточками дорог, на бескрайней территории все же встречаются. Газовые факелы в лесах под Казанью, безлюдные места, недостроенный аэродром с взлетной полосой где- то под Первоуральском, в лесах под Новосибирском заброшенный, зарастающий кустарником вертодром, длинная современная железнодорожная трасса в сторону Красноярска, как артерия, связывающая миры, где живут люди. А что в середине? Ничего! Помните настольную игру, в которой игроки занимаются мироустройством, развивают инфраструктуру, заселяют пространство? Кажется, она называется «Монополия»… В реальной жизни игроки – все мы. Игру, увы, начали до нас. Нам лишь остается разумно в ней участвовать, а потом в достойном виде передать нашим детям! Но это уже другая тема.

Ощущение полета – это не аттракцион «американские горки». Ощущение полета — это только, если «сам машешь крыльями», то есть занят управлением, навигацией и радиосвязью, если знаешь, откуда дует ветер. При этом каждая минута для тебя — не деление циферблата, а пройденное или оставшееся расстояние.

Ощущение полета…

Ровное гудение шестицилиндрового двигателя Lycoming, миллиметровое отклонение ручки на себя – и стрелка вариометра уходит вверх. Набор высоты. Там – в треске эфира практически угадываешь, в основном по интонациям смысл речи диспетчера, докладываешь о выходе из зоны и… уже можно судорожно не хвататься за мобильный телефон в надежде хоть как то с ним связаться! Или, идешь на трехстах метрах над холмистой, покрытой лесами, местностью в зоне аэропорта , получаешь высоту двести , уходишь в овраг , слегка меняя курс , сбриваешь при этом верхушки деревьев, и недоумеваешь, неужели диспетчер не знает рельефа своей местности – не под землю же уходить!

Осень. Потрясающее разноцветье лесов, когда каждый вид деревьев добавляет только ему присущие оттенки. Ярко-зеленые мазки полей, на которых взошли озимые. Релаксирующие от человеческой деятельности бурые пятна пахоты. Реки, создающие завитками своих меняющихся русел бесконечный живой узор на просторах земли.

Утренние туманы – дыхание планеты. Они, как тонкие шали — паутинки, заботливо укрывают еще спящую природу. Где-то они робки и тонки, а где то плотны и, сливаясь с низкой облачностью, создают угрозу видимости при внезапной посадке…Кажется, они бросают вызов тем, кто поставил перед собой непростую цель – четко укладываясь в световой день, в условиях осени пролететь полстраны с фактической полной загрузкой ( оказывается зубные принадлежности добавляет лишний вес на взлете), скупыми возможностями по дозаправке и не всегда хорошим качеством радиосвязи!

Отдельное спасибо сотовым операторам. Мобильный телефон всегда помогал наладить связь с диспетчерами, некоторым из которых мы были, как показалось, обузой…

Дождь на маршруте. Радуга – арка из живых красок. Пролететь под ней – иллюзия. Кажется, что она на расстоянии двух лопастей, а она все дальше и дальше. Исчезнет и вдруг появится опять, уже сбоку, еще ярче, чем была! Тучи становятся ниже, пропадает солнце, мелкие капли веером разбегаются по остеклению. Внизу — перелески омской области, у некоторых стоят машины с грибниками… Вдруг – мишка косолапый, крупный такой, виляя кормовой частью, спокойно перебегает поляну – то ли тоже по грибы собрался, то ли за грибниками… После Кемерово начинается тайга. Ели – особенные, с прижатыми ветками, остроконечные, готика уральского леса… Лес с малыми прогалинами мелких речек, дружелюбный для тех, кто в нем живет — животных и птиц, но не для нас — винтокрылых. Вспоминаю, как в Англии учат летать — от полянки к полянке, пролетая город, выбирают траекторию мимо футбольных полей, что бы было, где сесть, случись что. Правильно — безопасность прежде всего, но как они построят маршрут над великой тайгой?

Птицы. Стаи уток летят курсом на юг. Осень — время перелета. На ночлег выбирают место посадки. Так и мы – первая посадка под Казанью, гостиница в городе, свободное время проводим в Парке Победы с выставленной военной техникой — от авиационной до автомашин и танков. Вторая — в Первоуральске, и ночь в надежде на отсутствие утреннего тумана, чтобы выйти пораньше и дойти через Омск до Новосибирска, и наконец — Красноярск.

Перелистываю фотографии, их много — монастырь под Владимиром, горделивая Кама и причудливые русла ее притоков, церкви без куполов и мусор на окраинах деревень, рассвет над Екатеринбургом, приземный туман как гладь на мелководье , цветные химические озера, дымящиеся трубы градообразующих заводов, а вот в Новосибирске тепловой пушкой через рукав греем карбюратор вертолета перед запуском , туман над Кемерово, тайга, сибирские реки и никого вокруг на десятки километров…

Незабываемо пролететь над Россией на высоте нескольких сотен метров, увидеть вертолетные клубы и людей, которые делают нужное дело — развивают малую авиацию.

Получить опыт непростого длительного перелета — бесценно, не говоря о приятном дружеском общении с профессиональным летчиком «Аэросоюза» и просто Хорошим Человеком — Димой Давыдовым.

Это все останется во мне навсегда.

Бердикян Аркадий

Октябрь 2012